Реконструкция центрального здания железнодорожного вокзала станции Екатеринбург-Пассажирский
Малышева Людмила Николаевна
Генеральный заказчик
Свердловская железная дорога
Генеральная подрядная организация по строительству
СУ №26
Генеральная подрядная организация по проектированию
ОАО «Уралгипротранс»
Вокзал станции Екатеринбург – Пассажирский относится к категории крупнейших вокзалов.
Центральное здание вокзала первоначально (в 1914 году) было одноэтажным, впоследствии (в 1939 году) было надстроено до двух этажей и завершено боковыми двухэтажными пристроями с арочными проходами (в 1960 году). В конце ХХ века здание вследствие значительного физического и морального износа перестало удовлетворять требованиям его безопасной эксплуатации.
Проект реконструкции предусматривал сохранение узнаваемого архитектурного внешнего облика здания в стиле «неоклассики» при полной замене находящихся в аварийном состоянии деревянных конструкций перекрытий и стропил кровли на стальные балки и железобетонные плиты. Кроме этого были усилены фундаменты, несущие стены и колонны, а также заменены все инженерные сети и коммуникации. При выборе материалов проектными решениями обеспечивалась максимальная прочность, надежность и безопасность конструкций и материалов. Управление работой всех систем жизнеобеспечения деятельности вокзала (отопление, вентиляция, кондиционирование, освещение, энергоснабжение, связь, видеонаблюдение) в соответствии с проектом осуществляется в автоматизированном режиме из центрального коммутационного центра.
Кроме реконструкции самого здания выполнен также проект нового, широкого пешеходного тоннеля, ведущего к посадочным платформам взамен разрушающегося и не соответствующего расчетной пропускной способности существующего.
Рациональные объемно-планировочные решения предложенные проектировщиками позволили значительно увеличить площади пассажирских и служебно-технических помещений. Архитектурно-художественное оформление пассажирских помещений вокзала (залов ожидания, вестибюлей, кассовых залов) основывалось на формировании цельного нового внутреннего пространства, создающего атмосферу «психологического комфорта» для пассажиров. Бережно восстановлены все элементы декора интерьеров. В отделке применены три вида мрамора, змеевик и шесть видов гранита местных месторождений. Одним из эффектных приемов оформления интерьеров двух залов ожидания, расположенных на втором этаже, стали тематические росписи на падугах потолка, посвященные историческим событиям в жизни города.
Освещаются все пассажирские залы великолепными люстрами и бра, воссозданными по эскизам со старых фотографий. Снаружи на здании вокзала выполнена декоративная подсветка, подчеркивающая достоинства его внешнего архитектурного убранства в ночное время.
Для обеспечения беспрепятственного передвижения и пребывания на вокзале людей с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, лифты, поручни, а также специализированный зал ожидания на первом этаже здания.
Основные технико-экономические показатели
- Общая площадь всех помещений (включая подпорные стены) — 9650 м2;
- Общая площадь пассажирских помещений (вестибюли, кассы, залы ожидания) — 3305 м2;
- Ширина нового центрального пешеходного тоннеля — 10,3 м;
- Общая площадь облицовки природным камнем (стены, колонны, полы) — 14 700 м2