Реконструкция участка Косулино – Баженово Свердловской железной дороги. Третий путь.
Зайцев Юрий Ильич
Генеральный заказчик:
Свердловская дирекция по капитальному строительству – структурное подразделение ДКСС – филиала ОАО «РЖД»
Генеральная подрядная организация по строительству:
Строительно-монтажный трест №10 – филиал АО «РЖДстрой»
Генеральная подрядная организация по проектированию:
ОАО «Уралгипротранс
Участок Косулино – Баженово – один из наиболее загруженных участков Транссибирской железнодорожной магистрали на подходе к Екатеринбургскому железнодорожному узлу.
Решение о разработке проектной документации по титулу «Реконструкция участка Косулино – Баженово Свердловской железной дороги. Третий путь» принято инвестиционным комитетам ОАО «РЖД» (протокол от 16 августа 2011 года №ВГ-311/пр). Реализация этого проекта предусмотрена Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года и инвестиционной программой ОАО «РЖД».
Дефицит пропускной способности участка Косулино – Баженово обусловлен значительными размерами грузового, пассажирского и пригородного движения поездов и недостаточным путевым развитием станций для пропуска большегрузных и длинносоставных поездов.
Реализация проекта обеспечит, в целом, развитие железнодорожной инфраструктуры участка, потребный объём перевозок на расчетные годы (2015, 2020 и 2025).
Основные проектные решения:
- увеличение пропускной способности перегонов участка путем строительства третьего главного пути и организации пропуска тяжеловесных (весом 9000 тонн) и длинносоставных (до 100 условных вагонов) поездов;
- необходимое развитие станций участка для пропуска расчетного поездопотока с учетом принятой организации движения поездов;
- оборудование главных путей на перегонах автоблоки-ровкой с тональными рельсовыми цепями типа АБТЦ-Е и переустройством систем централизации на МПЦ EBILock-950 на станциях Косулино, Гагарский и Мезенский, с сохранением существующей – МРЦ-13 на станции Баженово;
- модернизация устройств связи;
- реконструкция тяговых подстанций с установкой дополни-тельных ячеек фидеров для питания проектируемой контактной сети;
- сооружение контактной сети на постоянном токе напряжением 3.3 кВ и переустройство ее на станциях;
- строительство (и реконструкция) служебно-технических зданий и эксплуатационно-ремонтной базы службы пути.
- строительство и развитие устройств электроснабжения, водоснабжения, канализации.
Строительство третьего пути на участке предусмотрено осуществить в три этапа (со сдачей в эксплуатацию каждого отдельного перегона и ограничивающими его станциями):
- на первом этапе – третий путь на перегоне Мезенский – Баженово с развитием станции Мезенский.
- на втором этапе – третий путь на перегоне Гагарский – Мезенский с развитием станции Гагарский
- на третьем этапе – третий путь на перегоне Косулино – Гагарский с развитием станции Косулино и строительством автодорожного путепровода с подходами на станции Гагарский.
Строительство дополнительного третьего пути и необходимое развитие инфраструктуры участка Косулино – Баженово позволит:
- осуществить поэтапное увеличение пропускной способ-ности участка (наличная пропускная способность лимити-рующих перегонов возрастет с 154 пар поездов в сутки параллельного графика в настоящее время до 183 к 2018 году), обеспечив полное освоение ожидаемых грузо- и пассажиропотоков;
- существенно повысить среднюю участковую скорость (с 36,8 км/ч в 2011-2012 гг. до 44-45 км/ч) при завершении строительства третьего пути на участке), снизить эксплуатационные расходы на оплату труда локомотивных бригад, ускорить оборот локомотивов и вагонов и уменьшить время нахождения в пути пассажиров и доставки грузов;
- повысить безопасность движения поездов и улучшить условия труда работников железной дороги;
- значительно уменьшить шумовое воздействие на жителей населенных пунктов, прилегающих к железной дороге (за счет установки шумозащитных экранов).