Первая линия Екатеринбургского метрополитена
Необходимость строительства метрополитена в г. Екатеринбурге была впервые обоснована Генеральным планом города, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР №316 от 25 мая 1972 года. Схемой развития метрополитена были намечены три взаимно пересекающиеся в центральной части города линии.
Первая линия проходит по наиболее загруженному направлению с севера на юг. Она помогла связать крупные промышленные и жилые районы с центром города, а также значительно уменьшила нагрузку на улично-дорожную сеть в зоне своего влияния. Первая линия первоначально заканчивалась на ст. Чкаловская, но затем, в связи с активизацией жилищного строительства в юго-восточной части города и, как следствие, значительно возросшем пассажиропотоке на этом направлении, было предложено продлить линию до ст.Ботаническая. После выполнения необходимых расчетов и технико- экономического обоснования городская администрация приняла решение о целесообразности этого предложения.
Первая линия метрополитена запроектирована и построена в классическом исполнении с двумя параллельными однопутными тоннелями. Пять станций глубокого (в центральной части города) и четыре мелкого заложения. Глубина заложения и тип станций обусловлены их расположением, а также характером инженерно-геологических условий.
Открытым способом сооружались станции мелкого заложения:
- колонные (ст. Проспект Космонавтов, ст. Машиностроителей);
- односводчатая (ст. Уралмаш);
- двухъярусная колонная(ст. Ботаническая).
Станции глубокого заложения сооружались закрытым способом:
- пилонная (ст. Уральская);
- колонная (ст. Площадь 1905г.);
- односводчатая (ст. Динамо);
- односводчатые двухъярусные (ст. Геологическая, ст. Чкаловская).
При строительстве метрополитена в Екатеринбурге проектировщикам, при поддержке строителей, удалось на практике осуществить смелые инженерные замыслы. Впервые в России была предложена и реализована односводчатая двухярусная станция Геологическая с размещением в надплатформенном пространстве блока технических помещений, что позволило значительно сократить длину станционного комплекса и уменьшить его строительный объем.
Впервые в России на станции Чкаловская были применены временные конструкции из набрызг-бетона по наружному своду пролётом 24 м, которые затем были включены в совместную работу с постоянной железобетонной обделкой.
Впервые в России односводчатые станции глубокого заложения Геологическая и Чкаловская были построены в скальных грунтах по «ново-австрийской» технологии.
Для обслуживания подвижного состава метрополитена на примыкании к линии построено электродепо «Калиновское». Управление первой линией метрополитена осуществляется из Инженерного корпуса, построенного в районе станции «Площадь 1905 года». Инженерный корпус имеет непосредственную связь с первой линией.
Основные технико-экономические показатели
Эксплуатационная длина — 12.7 км
Количество станций — 9
Перевезено с 1991 г. по 2013 г — 695 млн. пасс.
Перевезено в 2013 г — 52.4 млн. пасс.
Время поездки — 17.4 мин.